Оптовая и розничная торговля вместе составляют третий крупнейший сектор экономики Пакистана после сельского хозяйства и производственной отрасли, а также занимают второе место по количеству трудоустроенного населения, где на сектор оптовой и розничной торговли приходится порядка 16% всего трудоспособного населения страны. Розничный сектор составляет 33% всего сектора услуг в Пакистане, и на него приходится около 18% общего ВВП страны. Розничная отрасль страны оценивается приблизительно в 42 миллиарда долларов США, причем прогнозируется, что в концу 2012 года розничные продажи преодолеют психологическую отметку в 100 миллиардов долларов США. Более того, также ожидается, что всего за 3 года, т.е. к 2015 году сектор дополнительно вырастет на 30 миллиардов долларов США (то есть практически на 30% от своего текущего объема).
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Пакистан является 6-й самой густонаселенной страной в мире, и Пенджаб, самая густонаселенная провинция Пакистана, является завидным объектом для инвестиций в розничную торговлю как для местных, так и для иностранных инвесторов.
Возраст практически 73% населения Пакистана составляет меньше 35 лет, и именно эта группа населения генерирует все большую и большую долю доходов в стране, что ведет к расширению прослойки среднего класса.
Если относить к среднему классу граждан, ежедневный доход / расходы которых находятся в диапазоне от 2 до 20 долларов США на человека в день, можно утверждать, что численность среднего класса в Пакистане составляет 76.7 миллиона человек / 81.3 миллиона человека.
ПОТЕНЦИАЛ
Сегодня в Пакистане отмечается демографическая роль как общего, так и городского населения, что приводит к росту спроса на доступ к товарам и услугам.
В более широкой перспективе такие факторы как глобализация и либерализация торговли стали движущими факторами для развития культуры потребления в Пакистане. Так, в 2010-11 финансовом году для Пакистана был зарегистрирован значительный глобальный рост импорта в 14.7%.
Легкая доступность потребительских кредитов, удобство онлайн-шоппинга и растущий доступ к социальным сетям для малых и крупных розничных торговых точек можно упомянуть в числе прочих факторов, способствующих росту розничной отрасли Пакистана.
Пакистан становится домом для более новых современных форматов розничной торговли, где основной фокус постепенно смещается от традиционных розничных кластеров к небольшим предприятиям и «семейным» магазинам, а также привлекает крупных международных оптовиков, таких как Metro, Makro и Carrefour.
Развитие розничной отрасли неизбежно влечет за собой повышение спроса на рынке коммерческой недвижимости. Низкая доля организованных розничных точек, относительно низкая цена аренды на коммерческую недвижимость, растущий потребительский спрос и привлечение новых инвестиций ведут к развитию как розничного рынка, так и рынка коммерческой недвижимости.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Многочисленные возможности для инвестиций в розничную отрасль Пакистана широко представлены в таких секторах, как продукты питания, одежда, обувь, косметика, потребительская электроника, товары для дома и так далее, причем, здесь существует несколько различных форматов, включая независимую розницу франшизы, совместные предприятия и соглашения о стратегическом лицензировании.
Выгодные возможности для инвестиций в недвижимость открываются в контексте строительства крупных торговых центров в Лахоре и других больших городах Пенджаба, где коммерческая площадь в тысячи квадратных футов неизбежно будет привлекать международные розничные сети, а удобства, такие как эскалаторы, широкие коридоры и залы, чистые уборные и закрытые паркинги, будут привлекать больше потребителей.